Подлежащее — главный член предложения, который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики. Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица.
В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения
Такие предложения строятся по такой модели:
[Те, (кто+ сказуемое), …сказуемое…].
Если подлежащее выражено местоимением во множественном числе ТЕ, ВСЕ, сказуемое ставится в форме множественного числа. Если подлежащее выражено местоимениями в единственном числе ТОТ, ТА, ТО, сказуемое ставится в форме единственного числа.Например: [ТЕ, (кто закончил школу с отличием), имеЮт больше шансов поступить в ВУЗ на бесплатной основе].

Если подлежащее выражено словосочетанием ОДИН ИЗ.., КАЖДЫЙ ИЗ…, НИКТО ИЗ.. то сказуемое ставится в форме единственного числа. Если подлежащее выражено словосочетанием МНОГИЕ ИЗ…, НЕКОТОРЫЕ ИЗ…, ВСЕ ИЗ.. то сказуемое ставится в форме множественного числа.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
[Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражаЛся величине старинных усадебных деревьев].
[Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думалИ о путях выхода из неё].
[Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалИ его преимущества перед другими проектами].
Приведём исправленные варианты:
[Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражалИсь величине старинных усадебных деревьев].
[Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думал о путях выхода из неё].
[Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалА его преимущества перед другими проектами].
Если в предложении имеется оборот КТО, КАК НЕ.., сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода. Например: Кто, как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться? (Данный оборот можно рассматривать как уточняющий)
Подлежащее, выраженное собирательным существительным, требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:
Например: Детвора резвилАсь во дворе дома; молодёжь часто проявляЕт инициативу.
Подлежащее, выраженное существительным типа ГРУППА, ТОЛПА также требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:
Например: Группа участников фестиваля поделилАсь своими впечатлениями; тройка лошадей пронеслась под окнами.
В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением
Существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Например: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток ; Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. Какой же из форм отдать предпочтение?
Подлежащее, имеющее в своём составе собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ требует постановки сказуемого только в форму единственного числа, если :
а) от собирательного существительного нет зависимых слов
Часть ушлА в отпуск, а часть осталАсь; множество разбежалОсь, меньшинство осталОсь
б) у собирательного существительного есть зависимое слово единственного числа
Большинство коллектива проголосовалО за проведение репетиции.Часть класса всталА на сторону девушки. Большинство группы вернулОсь в занятиям.
При подлежащем, имеющем в своём составе слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и множественного, если при существительном есть зависимое слово во множественном числе:
Большинство студентов сдалИ зачёт; ряд участников продемонстрировалИ отличные знания.
Часть книг была закупленА для библиотеки; ряд объектов сдаН раньше срока
Множественное число сказуемого в подобных конструкциях обычно указывает на активность действующих лиц.
Рассмотрим случаи, при которых использование множественного число сказуемого разрешено и допустимо.
Сказуемое ставят | |
в единственном числе, если | во множественном числе, если |
Активность одушевлённых лиц не подчёркивается:Большинство авторов согласилось с замечаниями.Часть участников конференции не приняла участие в обсуждении | Активность подчёркивается. Подлежащее —одушевлённое.Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. Большинство учеников хорошо отвечали на уроке. |
Активность не подчёркивается, страдательное причастие говорит о том, что предмет сам не выполняет действие.Ряд работников привлечён к ответственности.Часть произведений была опубликована. | Активность подчёркивается при наличии причастного или деепричастного оборота.Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями. |
Активность не подчёркивается, подлежащее — неодушевлённоеБольшинство предметов лежало в беспорядкеРяд мастерских изготавливает детали для нашего цеха. | На активность также указывает ряд однородных членов:Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Ряд однородных сказуемых. |
В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным
При подлежащем, имеющем в своём составе числительное или слово со значением количества, можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и единственного числа:
Прошло пять лет; десять выпускников выбрали наш институт
Употребление разных форм зависит от того значения, которое вносит сказуемое в предложение, активность и общность действия подчёркивается множ. числом.
Сказуемое ставят обычно в единственное число, если
• в подлежащем числительное, оканчивающееся на «один»:
Двадцать один студент нашего института входИт в сборную команду города по волейболу, но Двадцать два (три, четыре, пять…) студента нашего института входЯт в сборную команду города по волейболу
• если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер:
ПроданО двадцать два костюма; В другой класс будет переведенО три или четыре ученика.
• сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве:
Три царства перед ней стоялО. В комнате былО два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилО на север
Ошибочно: Три царства стоялИ. В комнате былИ два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилИ на север
• единственное число, создающее представление о едином целом, употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени:
На покраску крыши потребуЕтся тридцать четыре килограмма олифы. До конца пути оставалОсь двадцать пять километров. ПрошлО сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилО. Пять месяцев истеклО с тех пор
Ошибочно: На покраску крыши потребуЮтся тридцать четыре килограмма олифы; До конца пути оставалИсь двадцать пять километров. ПрошлИ сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилИ. Пять месяцев истеклИ с тех пор.
• при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде, например: полчаса пройдЁт, полгода пролетелО, полгорода участвовалО в демонстрации.
Ошибочно: полкласса участвовалИ в конкурсе, пройдУт полчаса
This quiz is for logged in users only.